Итак, начнем с самого важного, с того, что такое вера.
Правильно поняв этот вопрос, мы получим множество польз. Одна из них — это способность отличать иман от куфра, другая – не попасть в заблуждения, распространенные различными сектами.
Иман, вера в исламе – это убежденность в истинности всего того, о чём сообщил посланник Аллаха и следование этому в поступках.
Сказал шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа: К принципам ахлю-сунна ва-ль-джама’а относится то, что религия и иман – это слова и дела:
- слова сердца и языка,
- дела сердца, языка и членов тела;
и то, что иман увеличивается при совершении благих дел и уменьшается от грехов. (Акида Васитыййа).
Кто такие ахлю-сунна ва-ль-джама’а, то есть люди Сунны и Согласия, мы, если пожелает Аллах, рассмотрим позже.
В этих словах Ибн Таймиййи, да помилует его Аллах, содержится опровержение нескольких ложных доктрин.
Первое, на что надо обратить внимание, это то, что иман подразумевает подтверждение истинности именно того скрытого – невидимого, не постигаемого органами чувств — от человека, о чем известил нас Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Сказал Всевышний Аллах:
ذَلِكَ الْكِتَابُ لَا رَيْبَ فِيهِ هُدًى لِلْمُتَّقِينَ الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالْغَيْبِ وَيُقِيمُونَ الصَّلَاةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنْفِقُونَ
Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, которые веруют в сокрытое, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили… (Корова, 2: 2-3).
Второе: вера в сердце, в душе является необходимой составной частью имана. Тот, кто внешне придерживается ислама, не веруя в душе, является мунафиком, одной из худших категорий людей, как сказал о том Аллах:
إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الْأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ
Поистине, мунафики — в нижнем слое адского огня (Женщины, 4:145).
Третье: некоторые дела сердца, такие, как искренность, ниййа (намерение), страх, надежда, ненависть, любовь также являются обязательной составной частью имана. Доказательств этому так много, что трудно выбрать.
Например, слова Всевышнего Аллаха:
وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ
И было им приказано лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят (Ясное знамение, 98:4).
وَقَالَ اللَّهُ لَا تَتَّخِذُوا إِلَهَيْنِ اثْنَيْنِ إِنَّمَا هُوَ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَإِيَّايَ فَارْهَبُونِ
Аллах сказал: «Не поклоняйтесь двум богам, ибо есть только один Бог. Меня одного бойтесь» (Пчелы, 16:51)
Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
إِنَّ أَوْثَقَ عُرَى الْإِيمَانِ أَنْ تُحِبَّ فِي اللهِ، وَتُبْغِضَ فِي اللهِ
Поистине, самая крепкая из связей имана это любовь из-за Аллаха и ненависть из-за Аллаха (Ахмад, 18524, Шуайб аль-Арнаут счел хорошим).
Например, описывая праведников, к которым взывают мушрики, Аллах Всевышний говорит:
أُولَئِكَ الَّذِينَ يَدْعُونَ يَبْتَغُونَ إِلَى رَبِّهِمُ الْوَسِيلَةَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ وَيَرْجُونَ رَحْمَتَهُ وَيَخَافُونَ عَذَابَهُ
Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся Его наказания. (Перенес ночью, 17:57).
Отсюда видна ошибочность утверждение некоторых суфиев о том, что высшей степенью поклонения Аллаху является такое, когда поклоняющийся совершает его не из-за страха наказания и не из желания получить награду, а только из любви к Аллаху.
Четвертое: обязательной частью имана является произнесение некоторых слов. Например, сошлись ученые ислама, что произнесение двух свидетельств, то есть шахады, что нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха для того, кто в состоянии произнести, является обязательным. Также к обязательному иману относится произнесение первого такбира, чтение «Фатихи» и ташаххуда в намазе. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
أُمِرْتُ أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ حَتَّى يَقُولُوا: لاَ إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ
Мне приказано сражаться с людьми, пока они не скажут: Нет божества, кроме Аллаха… (Бухари, 1399, , Муслим, 32).
Пятое: некоторые дела относятся к обязательному иману.
Сказал Всевышний Аллах о молитвах, совершенных мусульманами до смены киблы:
وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُضِيعَ إِيمَانَكُمْ إِنَّ اللَّهَ بِالنَّاسِ لَرَءُوفٌ رَحِيمٌ
Аллах никогда не даст пропасть вашему иману (Корова, 2:143), назвав молитву иманом.
Позже, если пожелает Аллах, мы продолжим рассмотрение этой темы.
Оставьте комментарий